ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Пик "выгорания" в основном приходится на 4 год работы на одном месте в одной организации. 47% опрошенных из числа тех, кто работает 4 год, уверены в том, что "сгорают" на работе. Меньше всего "выгоранию" подвержены те, кто работает первый год и 10 год, 5% и 7% соответственно.

Многие из опрошенных отвечали, что испытывают эмоциональное истощение, когда ничего не хочется делать, ничего не радует, дегуманизацию, негативное отношение к себе, связанное с якобы потерей профессиональной уверенности, несмотря на опыт. Такие чувства испытывают 57% опрошенных. О смене работы задумывали 56%, 3% ищут новую работу.

Из тех, кто "сгорает" на работе - 50% регулярно на ней задерживаются, 34% работают по выходным, 24% погрязли в рутинной деятельности, 9% регулярно отлучаются в командировки.

ДЛЯ КОГО ЭТОТ ТРЕНИНГ?

Для всех, чья работа связана c высокой интенсивностью, насыщенностью действий, частым вмешательством внешних факторов, многочисленными социальными контактами разного уровня, преобладанием непосредственного общения с другими людьми.

 Что получают участники тренинга?

- Устойчивость к стрессовым ситуациям;

- Контроль за физическим и эмоциональным состоянием;

- Навыки целеполагания и осознанности;

- Возможность дальнейшего самообучения и обучение других;

- Ощущение уникальности переживания своей собственной жизни;

- Повышение выносливости и работоспособности.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

1-Я ЧАСТЬ: СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

1. Игра-презентация для участников, в которой им следует ответить на 2 вопроса: «что является для них самым важным в жизни» и «почему они выбрали для себя именно эту работу»? Упражнение-фасилитация результатов презентации с групповым обсуждением.
2. Профессиональное эмоциональное выгорание – история вопроса. Анонимное тестирование на «Профессиональное выгорание» по тесту Герберта Фрейденбергера (структура 12 фаз). Определение средней фазы для группы;
3. Факторы, препятствующие и способствующие развитию профессионального выгорания. 4 стадии развития синдрома профессионального выгорания по модели Кристины Маслак.
4. Упражнение «Я и стресс», в котором участники рисуют картину восприятия собственного стресса. Рисунки остаются у участников и используются для дальнейшей работы на протяжении всего тренинга.
5. Восприятие и стресс. Структура личности. Процесс появления стресса. Упражнение-фасилитация «Что способствует удовольствию», «Что способствует стрессу».
6. Реактивный и проактивный подход к жизни. Как и зачем принимать на себя ответственность за выбор. Упражнение-фасилитация «Проактивность», в котором участники преобразуют реактивные установки в проактивные. 
7. Круг забот и круг влияния. Определение факторов, на которые человек имеет возможность повлиять, и которые от него не зависят. Упражнение-фасилитация «Расширение круга влияния».
8. Упражнение-фасилитация «Способы борьбы со стрессом» с выработкой совместной декларации.
 

2-Я ЧАСТЬ: ОТ СМЫСЛА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К СЧАСТЬЮ В ЖИЗНИ

1. Причины появления синдрома профессионального выгорания. Концепция 4-х фундаментальных жизненных мотиваций Альфрида Лэнгле.
2. Работа с 1-й мотивацией «Кто Я?». Упражнение «Образ Я», «Сумасшедший робот». Поиск опоры, пространства и защиты, работа с рисунком «Я и стресс».
3. Работа с 2-й мотивацией «Нравится ли мне жить?». Упражнение «Стресс в моей жизни», в котором участники производят сначала личное, а затем групповое ранжирование стрессогенных факторов.
4. Работа с 3-й мотивацией «Имею ли я право быть собой?». Упражнение «Ассертивные права». Добровольное согласие на деятельность – лучший способ борьбы с выгоранием.
5. Работа с 4-й мотивацией «Ради чего стоит жить?»
6. Три категории ценности жизни от Виктора Франкла. Осознанность – основа проживания полноценной жизни.
7. От смысла в деятельности к счастью в жизни. Упражнение-фасилитация «Счастливый человек». Пессимистичный и оптимистичный подход к жизни.
8. Ключ к счастливой жизни. «Психокибернетика» Максвелла Мольца. Управление собственными психическими установками.